Антон Редозубов: искусственный интеллект сделал риски более сложными и требующими новых компетенций

0
3

Эксперт рассказал, как нейросети меняют работу компаний, экономику и рынок труда в России Поделиться

Искусственный интеллект (ИИ) в нашей стране перестал быть футуристической экзотикой и постепенно превращается в реальный инструмент по повышению эффективности. К такому выводу пришли исследователи НИУ ВШЭ. Однако существует серьезный разрыв в его применении между отраслями. Компании-лидеры сосредоточены в финансах (84% используют обработку текстов), торговле (87,5% применяют компьютерное зрение) и связи (67,6% внедрили речевые технологии). А общее число сотрудников с ИИ-компетенциями в России превысило 242 тыс. человек. Каким образом происходит технологическая трансформация и кого в будущем сможет заменить ИИ-агент, «МК» выяснил у независимого эксперта по информационной безопасности Антона Редозубова.

Антон Редозубов: искусственный интеллект сделал риски более сложными и требующими новых компетенций

Фото: создано с помощью нейросети GiGaChat

тестовый баннер под заглавное изображение

— Для России 2025 год стал периодом осознания этой технологии не как зарубежной диковинки, а как критической технологии национального масштаба. Эксперты сходятся в необходимости развития суверенных решений, но расходятся в оценках рисков и скорости перемен. Я могу назвать три главных итога прошлого года в сфере ИИ. Во-первых, стал очевиден тренд на суверенизацию: крупные игроки делают ставку на собственные модели, заточенные под русский язык и наши задачи. Во-вторых, пришло понимание миграции рисков.

— Мы сейчас видим, что ИИ очень сильно упростил некоторые задачи, например, распознавание голоса или перевод. Но он же создал и совершенно другие угрозы: здесь можно вспомнить дип-фейки и мошеннические действия.

— Совершенно точно нам не стоит уходить в затворничество и становиться луддитами (так называли участников стихийных восстаний, протестовавших против внедрения машин и станков, которые отбирали работу у людей в Англии во время промышленной революции первой четверти XIX века. — ). Наша задача — научиться работать с этим инструментом, и тогда он будет нам помогать.

— Это переход от теорий к практике: появились первые отечественные бенчмарки и отраслевые решения. Мы видим, что крупнейший российский банк и IT-гигант нашего рынка представили свои технологии, например, сделали модель для распознавания речи (speech-to-text), которая заточена под русский язык. Были запущены также весьма эффективные решения для бизнеса. Но защитил ли ИИ от рисков? Нет, он их трансформировал, сделав более сложными и требующими новых компетенций для управления.

— Технически это возможно уже сегодня. Вот только ИИ не сможет быть «гендиром» в классическом понимании этой должности, по крайней мере в России, в том числе с точки зрения закона, так как ИИ не может нести юридические последствия принятия решений. На мой взгляд, реальность будет прозаичнее: вместо полноценного «виртуального гендира» мы увидим продвинутые системы поддержки решений, которые уже активно используются и берут на себя до 80% аналитики. Ключевой вопрос — ответственность и контроль. Потребуются некие «ИИ-санитары» для аудита решений и ошибок в распознавании текстов. И пусть Vibe Code Cleanup Specialist (так называют специалистов по очистке от ошибок программного кода, сгенерированного ИИ; многие аналитики считают этот вид деятельности одной из «профессий ближайшего будущего». — ) пока только мем, но очень уж он близок к реальности. Затем будут отлавливать решения такого «гендира».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В России начали обсуждать идею православных финансов: сможет ли религия совместить деньги и этику

Но при всем скептицизме следует отметить, что такое будущее совершенно реально. И мы будем воочию наблюдать за всеми последствиями такого «ИИ-управления» и результатами владельцев бизнеса, которые его «наймут». 2026 год станет годом экспериментов в этом направлении, но массового перехода не произойдёт из-за юридических и репутационных рисков.

— В 2026 году — нет. ИИ может и должен стать инструментом для предварительной обработки заявлений, проверки данных и выявления аномалий. И он уже давно это делает буднично, без хайпа, потому что это не тот ИИ, который рисует воображение, — системы поддержки принятия решения были проработаны еще в 80-х годах прошлого века. При этом финальное решение, особенно в социально чувствительных сферах — одобрении пособий, выдаче различных разрешений, — должны оставаться за человеком. Это позволит избежать ошибок, заложенных в данные или в логику алгоритма.

— Угроза нацелена не на профессии целиком, а на рутинные операции. Я полагаю, что риск лишиться рабочего места из-за ИИ примерно такой же, как пострадать от автомобилей лет сто назад. «Вымрут» только те профессии, которые все равно бы вымерли. Можно вспомнить историю про изобретение циркулярной пилы и профессию продольных распиловщиков, которая считалась высококвалифицированной, а затем стала фактически подсобной. В зоне риска — шаблонная работа с документами, базовый анализ и создание типового контента. Мы видим, что сейчас под угрозой оказывается «малокомпетентный» умственный труд.

Квалифицированные работники физического труда всегда будут в дефиците и почете. Это же можно сказать и про квалифицированный умственный труд. «Второе дыхание» получат сферы, где важны человеческий опыт, стратегия и эмпатия: медицина, педагогика, сложный менеджмент, а также новые гибридные профессии, например, промпт-инженеры, этические аудиторы алгоритмов, специалисты по коллаборации человека и ИИ. Даже программисты, которые вроде бы начали опасаться за свои рабочие места, могут переквалифицироваться в vibe code cleanup specialist. Тем более что уже были случаи, когда происходили крупные инциденты после (но не обязательно вследствие) объявления о внедрении vibe-code в крупных и на весь мир известных корпорациях. Мы живем в очень интересное время…