Эксперт Крохин раскрыл истинные причины роста платежей за ЖКХ этой зимой Поделиться
В начале 2026 года россиян накрыла волна возмущения из-за внезапно резко выросших счетов за жилищно-коммунальные услуги. Пока глава ФАС уверяет правительство, что тарифы увеличились лишь на 1,7% из-за НДС, люди получают квитанции с суммами, заметно превышающими привычные. Эксперты жилищной сферы утверждают, что этот рост скрыт в статьях содержания жилья и капремонта, но это лишь часть истины. Каковы реальные причины изменения стоимости коммуналки в России, разбирался «МК».

Фото: Алексей Меринов
тестовый баннер под заглавное изображение
Глава ФАС Максим Шаскольский на встрече с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным заверил, что с 1 января стоимость коммунальных услуг выросла лишь на 1,7%, и то исключительно из-за технической корректировки в связи с увеличением НДС. Индексация эта была официальной и плановой. Однако для миллионов россиян такая арифметика расходится с реальностью: реальные суммы в платежках в начале года привели к волне возмущения в соцсетях. Так, в Красноярске пенсионерка, привыкшая отдавать за коммуналку 4,5 тыс. рублей, в январе получила квитанцию на 7,5 тыс. — рост на 66%. Семью из Калининграда ждал не менее суровый «сюрприз»: платеж подскочил с 3,7 тыс. до 6,3 тыс. рублей, прибавив сразу 70% к привычной нагрузке. И таких примеров очень много. Чем был вызван этот рост и прекратится ли он в будущем, рассказал глава Союза жилищных организаций, член комитета ЖКХ Торгово-промышленной палаты РФ Константин Крохин.
— К сожалению, Федеральная антимонопольная служба сработала как типичная чиновничья структура — формально и избирательно. Между тем, люди массово возмущены ростом счетов. ФАС ответила лишь на часть вопроса: да, официально тарифы на коммунальные услуги не повышались более чем на 1,7%. Но это лишь половина правды.
— Платёжка состоит из двух блоков. Первый — это собственно коммунальные услуги, куда входит оплата за воду, свет, отопление. Их индексация по решению правительства — в среднем на 18% — должна была произойти 1 июля этого года, но срок перенесли на октябрь. Поэтому технически ФАС права: с 1 января федеральные тарифы не росли.
Но граждане жалуются не на абстрактные услуги ЖКХ и ставки по ним, а на итоговую сумму в квитанции. А там есть второй блок — содержание жилья и взносы на капитальный ремонт. Вот они как раз выросли с 1 января. И значительно: в Москве — на 15%, в Санкт-Петербурге — примерно на столько же, в Подмосковье — на 19%, в Ставрополье — на 22%, в Тюменской и Тамбовской областях — около 19%. Взнос на капремонт в среднем по стране вырос на 15%.
— Около 10% домов в стране оплачивают тепло по фактическому потреблению: летом — ноль, зимой — согласно приборам. Большинство же платит равномерно — 1/12 от годовой нормы. Размер этой доли рассчитывается по данным предыдущего года. Поскольку зима 2025-го была теплее, чем зима 2024-го, то жители, платящие по усреднённой схеме, в этом году даже получили своего рода «компенсацию». Но те муниципалитеты, что перешли на оплату 1/7 от годовой нормы (то есть оплачивают счета только в отопительный сезон), увидели рост платёжек — хотя таких потребителей и немного.
— Дело в том, что в итоговой квитанции основную прибавку дали именно взносы на капремонт и содержание жилья — от 16% до 42% в зависимости от региона. И за это повышение отвечает не ФАС, а правительство, которое эти тарифы утверждает. Сейчас, судя по публичным заявлениям, ведомство пытается снять с себя ответственность, но источник решений — на федеральном уровне.
— Потому что ресурсоснабжающие компании — это естественные монополии, находящиеся под контролем государства. Электричество, отопление, газ, водоснабжение — всё это сферы, где доминируют структуры, аффилированные с крупными газодобывающими и энергетическими компаниями, региональными теплосетевыми организациями. В условиях геополитической напряжённости эти компании понесли триллионные убытки на внешних рынках. И государство, по сути, позволяет компенсировать эти потери за счёт населения — через рост тарифов. Поэтому рост не просто «разрешают» — его поощряют. Минстрой на совещаниях даже критикует регионы, которые сдерживают повышение тарифов, и угрожает ограничить доступ к федеральному финансированию, если тарифы, особенно на капремонт, не будут индексироваться.
— Да. Правительство защищает интересы поставщиков ресурсов, а население, по сути, субсидирует убытки этих монополий. И пока эта логика доминирует, ждать сдерживания тарифов не стоит.















































