Оптовая цена АИ-92 за январь выросла на 7% Поделиться
Накопленные с конца 2025 года запасы горючего позволили отечественным чиновникам ослабить регулирование в топливной отрасли и отменить с февраля запрет на экспорт бензина из России. Действительно, цены на АЗС остаются стабильными. Но тревожные звоночки уже звучат — биржевые котировки АИ-92 за январь выросли более чем на 7%. Темпы подорожания нефтепродуктов в опте обычно быстро отражаются на рознице, поэтому повтор прошлогоднего осеннего топливного кризиса приобретает вполне реальные очертания.

Фото: Геннадий Черкасов
тестовый баннер под заглавное изображение
Решение об отмене моратория на экспорт бензина для производителей фактически является вынужденной мерой. Запрет на зарубежные поставки горючего был введен в конце августа прошлого года, когда на российских заправках выстраивались многокилометровые очереди рядовых автовладельцев, жаждущих пополнить баки своих «железных коней». Бензина ощутимо не хватало и властям ряда регионов даже пришлось лимитировать отпуск нефтепродуктов на АЗС.
В настоящее время, утверждает вице-премьер Александр Новак, ситуация с балансом спроса и предложения стабилизировалась и даже появились излишки топлива. Если ранее чиновники закрывали экспорт для обеспечения внутренних потребностей, то сегодня продление ограничительных санкций приведет к затовариванию рынка и вынужденному сокращению объемов переработки, отмечает замглавы правительства.
Ажиотажа на отечественных заправках и в самом деле не наблюдается. При общем уровне инфляции в 2,11% тарифы на АЗС, по данным Росстата, с начала года выросли всего на 1,42%, что связано не с алчностью торговцев, а с повышением налога на добавленную стоимость с 20% до 22%.
Между тем, если взглянуть на оптовое звено рынка, то становится очевидно, что расслабляться пока рано. За тот же период, январь — начало февраля, котировки АИ-92 на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже подскочили на 7,3%, что сопоставимо с подорожанием этого ходового сорта за весь 2025 год (+10%).
На вопрос, стоит ли россиянам готовиться к повтору прошлогоднего топливного кризиса, ответили эксперты «МК»: аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Артур Леер, владелец сети дилерских центров «Альянс тракс» Алексей Иванов и экономист, топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода.
— Говорить, что зима уже прошла, рано, но запасы топлива сейчас действительно повышенные. Это подтверждают официальные данные. По информации Минэнерго и ФАС, резерв бензина и дизеля на нефтебазах и НПЗ заметно выше минимальных нормативов и зачастую превышает обязательный уровень на 10-15%. Это и стало формальным основанием для отмены запрета на экспорт для нефтекомпаний. Физического дефицита сейчас нет, но наличие запасов не означает автоматической стабильности цен. Если экспортная альтернатива снова станет выгоднее внутреннего рынка, то появится ценовое давление даже при полных нефтебазах.
— Ситуация с топливом сейчас выглядит спокойнее, нежели полгода назад. В стране сформирован достаточный резерв нефтепродуктов, восстанавливается и возвращается в полноценный режим работа перерабатывающий мощностей. В сочетании с действующими государственными ограничениями на экспорт нефтепродуктов это создает прочный запас устойчивости и позволяет удерживать розничные цены от резких скачков. Внутренний рынок сейчас приоритетен и топлива достаточно, чтобы закрывать спрос без ценовых перекосов.
— Рынок стабилизировался. Как еще в декабре говорил Новак, запасы топлива не просто восстановлены, а превышают уровень 2024 года. Появился излишек, который нужно куда-то сбывать. Разрешить производителям вывозить продукцию — разумно, иначе складские емкости переполнятся, а остановка НПЗ из-за затоваривания ударит по всей отрасли.
— В 2025 году именно перекупщики усиливали ценовые скачки на бирже и в рознице. Трейдеры и владельцы нефтебаз скупали объемы сырья, задерживали продажи и работали на ожиданиях дефицита, что признавали ФАС и Минэнерго. Ограничение экспорта для этой группы снижает спекулятивный фактор и делает рынок более управляемым. Полностью проблему такая мера не убирает, но риск резкого роста цен на АЗС становится ниже.
— Ограничения для трейдеров, владельцев нефтебаз и других перекупщиков выглядят логичными и оправданными. Чем больше звеньев между производителем и АЗС, тем выше издержки и тем больше пространства для спекуляций. «Обеление» рынка, сокращение числа посредников и жесткий контроль над схемами перепродажи напрямую работают на сдерживание цен. Курс на упорядочивание цепочек поставок — один из самых эффективных инструментов ценовой стабилизации и уже дает результат.
— Когда в августе — сентябре прошлого года котировки на бирже взлетели до рекордных значений, как раз посредники спровоцировали ценовой хаос. Нефтяные компании работают на долгосрочную перспективу, а трейдеры — на спекуляцию. Пусть лучше они останутся в стороне, пока рынок окончательно не выровняется.
— При всех положительных изменениях, произошедших на отечественном топливном рынке с конца 2025 года, отмена запрета на экспорт бензина для производителей и сохранение моратория для посредников не выглядит безоговорочно разумным решением. И дело не в перекупщиках, которые, безусловно, выступают основными возмутителями ценового спокойствия в топливной отрасли.
Российским властям стоит задуматься о полном запрете поставок энергоресурсов в недружественные страны, а конкретно представителям блока НАТО. Даже Венгрия и Словакия, считающиеся главными союзниками России в Европе, тем не менее, в итоге все же голосуют за очередные пакеты западных санкций. Российские энергоносители так или иначе попадают на рынки стран, открыто выступающих за нанесение максимального вреда нашей экономике.
Поэтому, помимо полного запрета на экспорт в эти страны, необходимо ввести 50-процентные пошлины на поставки нефти, например, в Индию, индустрия которой после переработки сырья отправляет готовое топливо на европейский рынок, поощряя энергетические запросы наших геополитических противников.
— Повтор прошлогодней ситуации в этом году возможен. И удары дронами, и внеплановые ремонты НПЗ никуда не делись. Это реальные и убедительные факторы. Любое снижение переработки сразу сократит предложение на внутреннем рынке, особенно по отдельным маркам бензина. В такие моменты рынок становится нервным, растут биржевые цены, а следом подтягивается розница. К этому добавляются сезонный рост спроса весной и летом, и фактор логистики.
Если экспорт снова будет выглядеть более выгодным, то давление на АЗС усилится. В итоге даже при формально высоких запасах цены могут быстро вырасти. Ключевым обстоятельством, позволяющим избежать повтора топливного кризиса, является стабильная работа НПЗ и жесткий контроль отгрузок горючего на внутренний рынок.
— В 2025 году рост цен действительно объясняли форс-мажорами — повреждениями инфраструктуры и внеплановыми ремонтами на НПЗ. Сейчас ситуация иная: рынок стабилизирован, переработка восстанавливается, экспортные ограничения позволяют равномерно распределять топливо внутри страны. Совокупность этих факторов снижает вероятность повторения резкого ценового сценария.
Чтобы цены на АЗС снова пошли вверх, должны сложиться либо объективные экономические причины вроде дефицита продукции, либо искусственные факторы — сговоры и манипуляции на рынке. Эти риски понятны и давно описаны, поэтому контроль над ними усилен. При нынешней конфигурации мер оснований ждать повторения прошлогодней кризисной истории практически не существует.
— В 2025 году бензин подорожал больше, чем выросла инфляция. Переработка нефти в России падала на фоне регулярных атак дронов. Но не будем лукавить: проблемы были и внутри отрасли — сохранялись санкции на импорт оборудования, сложности с ремонтами и проблемы в логистике. Все это наложилось друг на друга. В этом году ситуация может повториться. Сейчас наблюдается относительно спокойная фаза — производство восстанавливается, накопились запасы, экспортные возможности для нефтяников открыты. Но стоит трезво оценивать риски: пока заводы остаются уязвимыми, а внешнее давление сохраняется, гарантировать стабильность цен на АЗС затруднительно.
— Лучше говорить не о рисках повтора топливного кризиса, а о способах снижения розничных цен бензина. Не секрет, что около 70% стоимости горючего в России обеспечивают высокие фискальные взимания. Если ослабить налоговое давление, то бензин на заправках будет стоить не обременительные 65-70 рублей за литр, как сейчас, а справедливые 30-40 рублей, что повысит доступность топлива для населения и будет способствовать экономическому развитию всей страны.













































