Россияне хранят «под матрасом» более 17 триллионов рублей: эксперты дали объяснение

0
5

Почему в России наличных стало больше, несмотря на цифровизацию Поделиться

По итогам 2025 года объем наличных денег на руках у населения вырос почти на 5% в годовом сравнении, превысив 17 трлн рублей. Кроме того, впервые за последние три года увеличился объем наличной иностранной валюты — до $92,2 млрд, свидетельствуют данные Центробанка. Получается, что при всем наступлении цифровизации и безналичных расчетов, старые добрые купюры и монеты опять востребованы. Чем вызвано такое поведение россиян?

Россияне хранят «под матрасом» более 17 триллионов рублей: эксперты дали объяснение

Фото: Лилия Шарловская

тестовый баннер под заглавное изображение

Ну, во-первых, спрос на наличные есть всегда, он исторически устойчив. Во-вторых, его рост во второй половине прошлого года обусловлен целым рядом ситуативных обстоятельств: это и усиление банковского контроля за финансовыми операциями, и проблемы с платежами, вызванными ограничениями связи (в том числе – отключением мобильного Интернета в регионах), и стремление людей перестраховаться на фоне тревожных новостей.

При этом, несмотря на снижение процентных ставок, граждане все еще активно открывают депозиты (доверяя свои сбережения банкам, которые хранят их в безналичной форме): спрос на них, по данным специализированного онлайн-сервиса, вырос в начале года на 19% в годовом выражении. Возникает несколько вопросов: как одно сочетается с другим, каково соотношение наличных и безналичных расчетов на потребительском рынке, как эти 17 трлн бумажных денег на руках у людей влияют на инфляцию?  

«В данном случае нам важно знать, какова доля наличных средств в структуре денежного агрегата М2, то есть, всей денежной массы, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий, экономист Никита Масленников. – За период с 2021-го по 2025 год она снизилась с 27% до 14%. Чем меньше доля наличных в структуре М2, тем меньше проинфляционный импульс, который эта масса порождает в силу своей специфики обращения. Россия является одним из передовиков безналичного платежного оборота в мире, с показателем в 86% входя в первую пятерку стран. Стратегия Центробанка предполагает сокращение доли кэша до 10% к 2030 году, что по всем макроэкономическим параметрам соответствует целевой инфляции в 4%».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Операция "картошка": как Россия сохраняет под санкциями свой главный овощ

Вместе с тем именно в 2025 году взрывным образом проявились весьма неприятные вещи. Прирост денег в наличном обращении почти на 5% — это триллион рублей, снятых населением с банковской ликвидности, причем в 55% случаев — через банкомат. И это прямой и очень жесткий сигнал властям: обратите внимание на мотивацию людей! У которых именно в прошлом году резко усилились ощущения неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне. Причины понятны: участились атаки беспилотников, буксуют мирные переговоры, санкции расширяются, темпы экономического роста снижаются, доходы падают. Соответственно, рассуждает собеседник «МК», возникает естественное желание иметь под рукой, в кошельке или кармане, осязаемую наличность. Согласно показателям соцопросов, 33% россиян держат свои накопления именно в этой форме.

«Кроме того, — продолжает Масленников, — люди пытаются обезопасить себя от мошенников, избежать блокировок денежных переводов со стороны банков (зачастую перегибающих с этим палку), подстраховаться на случай перебоев с мобильным интернетом, которые периодически возникают в регионах. Ведь проводить платежи надо – и обязательные, и ситуативные. А как?»  

Другой собеседник «МК», директор Центра исследований социальной экономики Алексей Зубец связывает происходящее с тремя обстоятельствами. Во-первых, во многих регионах из-за отключения Интернета у людей просто нет возможности расплатиться не чем иным, кроме как наличными. На Южном направлении, откуда летят дроны, мобильная связь не работает на постоянной основе, только проводная. Во-вторых, нельзя исключить фактор бегства капитала: наличные деньги могут числиться в системе, в банковской бухгалтерии, а в реальности они давно вывезены за пределы России. И, в-третьих, на фоне усиления налоговой нагрузки и разного рода регулятивных ограничений со стороны государства частный бизнес пытается максимально уйти в кэш, в серые схемы.