В России с 1 сентября при любых переводах будет использоваться единый QR-код Поделиться
С 1 сентября российские банки перейдут на единый платежный стандарт: при всех переводах с помощью QR-кода будет действовать универсальный его формат. Об этом рассказал первый зампред Банка России Дмитрий Тулин в письме к депутату Госдумы Михаилу Делягину, сообщили ведущие информагентства. За сухой формулировкой об обеспечении «равноудалённости платежной инфраструктуры» скрывается простая цель: дать гражданам и бизнесу больше удобства и свободы при денежных операциях. О чем конкретно идет речь и как грядущие изменения повлияют на жизнь россиян, выяснил «МК».

Фото: Алексей Меринов
тестовый баннер под заглавное изображение
Сегодня на кассах можно встретить как универсальный QR-код, так и различные банковские QR-коды. Однако уже осенью ситуация изменится. Использовать универсальный QR-код при любых денежных переводах с 1 сентября будут обязаны все российские банки. «В целях развития конкуренции, удобства граждан и бизнеса, а также обеспечения равноудаленности инфраструктуры принят федеральный закон об универсальном платежном коде, — напомнил Дмитрий Тулин. — С 1 сентября 2026 года все кредитные организации должны будут использовать его при любых переводах денежных средств посредством QR-кодов». Нововведение должно улучшить клиентский опыт и упростить жизнь граждан и бизнеса. Кроме того, развитие платежного рынка и удобных для россиян альтернативных картам способов оплаты «будет создавать условия для снижения объемов карточных платежей и выравнивания транзакционных издержек» торговых точек.
Как отметил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, это не революция, но системная настройка платежной инфраструктуры. Для экономики это шаг к унификации и снижению транзакционных издержек. Граждан же никто не обязывает платить именно через QR-код. Карты, наличные и другие законные способы оплаты сохраняются. Речь идет о том, что если оплата осуществляется через QR-код, то он должен быть универсальным, а не банковским. Выбор способа оплаты остается за потребителем, и в этом смысле для граждан это не ограничение, а расширение и упрощение инфраструктуры, подчеркнул аналитик.
«Единый QR-код видится как альтернатива существующим способам оплаты, — продолжает разговор замруководителя проекта Народного фронта «За права заёмщиков», куратор платформы «Мошеловка» Алла Храпунова. — Мы зачастую наблюдаем на прилавках магазинов целый набор QR-кодов. После полного ввода системы у продавца будет только один QR-код, выпущенный НСПК».
Для пользователя этот универсальный код будет выглядеть следующим образом: после сканирования QR-кода будет предложен вариант оплаты: СБП, банковским переводом, или с использованием иных способов оплаты. «С точки зрения экономики такое решение как единый QR-код безусловно может пойти на пользу, в первую очередь за счет снижения комиссии за эквайринг почти в 3-4 раза по сравнению с оплатой по банковским картам, — утверждает экс-сотрудник ФСБ, ныне независимый эксперт по кибербезопасности Григорий Осипов. — Вторым фактором можно назвать повышение конкуренции в банковском секторе, поскольку с таким решением клиент может платить через любой банк и не привязываться к конкретным эквайерам. И третий положительный фактор — введение единого QR-кода может способствовать выходу из «тени» части малого бизнеса за счет низких комиссий за платежи».
Но есть и негативные моменты от такого внедрения, отмечают аналитики. В частности, поскольку администрирование единых QR-кодов планируется осуществлять через оператора НСПК, то такая централизация создает зависимость от единого оператора, который может диктовать рынку свои условия. Также, поскольку система управления централизованная, а не распределенная, она содержит системные риски при сбоях или киберинцидентах. С другой стороны, централизация управлением едиными QR-кодами облегчает сквозной мониторинг платежей и установление единых анти-фрод систем (помогающими в борьбе с мошенничеством — «МК»).
Для банковской системы введение единых QR-кодов тоже неоднозначное решение, поскольку за счет него регулятор снижает долю использования банковских карт в платежной системе и доходы банков в этом секторе явно будут снижаться.
Ещё одним барьером на пути внедрения единых QR-кодов для граждан выступает низкая цифровая грамотность населения и слабая «цифровизация» российских «глубинок», где не у всех есть смартфон с камерой и доступом к мобильному интернету. Например, пользователи в регионах, где отключили Интернет, и сейчас испытывают сложности с оплатами, и с введением единого QR-кода проблема станет еще острее, предупредил эксперт.











































